суббота, 19 ноября 2011 г.

Модернизация школьного образования и школьные сайты. Параллельные прямые не пересекаются?

Модернизация школьного образования и школьные сайты. Параллельные прямые не пересекаются?

Опубликовано в сокращении. Весь текст статьи можно прочитать по ссылке сверху.


Читая материалы о Модернизации школьного образования, постоянно ловлю себя на аналогии - нам вот уже почти год настойчиво протягивают спасательный круг. Мы в открытом море после кораблекрушения, а некто в галстуке со спасательной шлюпки рьяно предлагает приобрести нечто круглое, яркое, полосатое и будто бы очень полезное… но за плеском волн слов не разобрать. Не так уж важно – даром кинут или за плату, гораздо важнее понять, что именно!



Стоит ли удивляться тому, что не классическая школа, а именно школьники, вырвавшиеся из капкана общеобразовательных программ, выросшие на попытках создания торрент-трекеров, сайтов для школ и социальных сетей, в итоге рождают передовые технологии и интерфейсы, подобные Facebook, RuTracker и YouTube, формируя желанную «коммуникативную среду», «инновационные технологии» и одновременно становясь миллионерами? То есть активно преобразуя мир, добиваясь известности и признания, самостоятельности и независимости – всего того, о чём так горячо и бесплодно спорят взрослые и неустанно грезит молодёжь? Пожалуй, не стоит.

А стоит задуматься - как именно, без сложной терминологии и через простые действия, не полагаясь на спасательный круг, «приплыть» к желанной «земле», твёрдо стать на берегу информационного океана и начать строить не шлюпки – океанские лайнеры! Принять участие в том, что уже и так проносится мимо с колоссальной скоростью! Например, создать сайт, увлечь этим своих учеников. Просто начать действовать!

Спросите тех, кто уже, например, создавал школьные сайты. Зачастую силами самих школьников, на практике познающих тонкости программирования и вебдизайна, эффект каждого действия и одновременно - ответственность за него. Вот эффективная среда для обучения и взросления! Принять реалии, решительно перейти от рассуждений и голой теории к синтезу теории и практики – и вот оно, непаханое поле для старшего поколения, шанс возглавить и направить, «плавить и ковать», контролировать и использовать энергию молодёжи, запараллелив новые подходы с привычными!

Есть и очень важный нюанс, совершенно ускользающий от внимания наших образовательных «главков» и «госпланов». По мнению института Гэллапа и аналогичных авторитетов, а в России – «Центра социологических и психологических технологий», «Аналитического центра REAL-IT» и других, экспоненциальный рост занятости в сфере информационных технологий, в том числе создании и обслуживании сайтов и веб-приложений, приведёт к тому, что в ближайшие годы спрос на IT-специалистов различного профиля и уровня, ныне составляющих по разным оценкам от 60 до 70% трудоспособного населения, будет возрастать ежегодно на 1-1,5%! Даже если цифры неточны, масштабы потрясают! Какое участие в этом росте принимает школа? На наш взгляд, нулевое.

Пора взять да и создать сайт для учебного заведения, обучить на практике школьников и научиться самим, совместно осваивать Интернет-технологии, воспитывать готовые, цельные коллективы – школьные веб-студии, в которых авторитет учителя будет на недосягаемой высоте! Студии, для которых школы уже имеют неисчерпаемый «кадровый ресурс», готовую иерархию и обучающий статус. В которых каждый найдёт место по интересу и призванию. Где есть место и время как для фантазии, индивидуальности и здоровой конкуренции, так и для ответственности и дисциплины. Куда будут отчаянно стремиться попасть «оставшиеся за бортом». И что очень важно: где наконец органично сольются увлечения и обязанности.

Если кто-то решит, что это задача преподавателя информатики – попадёт пальцем в небо! На уроках изобразительного искусства можно создавать графику для школьного сайта. «Словесники» и «иностранцы» легко могут обучать детей на создании текстового наполнения для сайта, написании статей, заметок – которые потом будут опубликованы на его страницах!. Математики – учить созданию логической структуры сайта, оптимизации процессов, присущих как работе сайта, так и продвижению в Глобальной сети, попутно проводя чёткие параллели с другими сферами! Географы и историки – не только использовать колоссальные объёмы «профильной» информации в Интернет, возможности «виртуального перемещения», но и подмечать географические и исторические аналогии. Словом, буквально каждый может стать участником этого захватывающего процесса! И это только вершина айсберга.

Жаль, что модернизация школьного образования в России и школьные сайты – словно две параллельные прямые. У Евклида они не пересекаются… А в жизни?
Опубликовано 12.11.2011

Комментариев нет:

Отправить комментарий