суббота, 7 мая 2011 г.

Мультимедийные технологии в преподавании обществознания :: Статьи Фестиваля «Открытый урок»

Мультимедийные технологии в преподавании обществознания :: Статьи Фестиваля «Открытый урок»
Тихненко Татьяна Владимировна, учитель истории

Статья отнесена к разделу: Общепедагогические технологии

Разрабатывая уроки с использованием современных технологий, мы исходили из современных реалий. Для человека живущего в рамках современной цивилизации характерно стремление к визуальному восприятию информации. Данное культурное явление приводит к тому, что в процессе информационной коммуникации зрительный знак преобладает над текстовым. Предметы области «обществознания» не является исключением. Применение в процессе обучения мультимедийных технологий, способствует частичному решению данной проблемы.

Применение ИКТ позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения. Интернет можно рассматривать как часть информационно-коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал.

Внедрение ИКТ в образовательный процесс требует разработки совершенно новой методики преподавания, которая во многом связана с исследовательскими, проектными технологиями. Приоритет исследовательских и проектных технологий в преподавании истории, обществознания предполагает использование широкой базы исторических источников, которая не всегда имеется в школьных библиотеках. Возможности ИКТ (электронных учебных пособий и глобальной сети Интернет) по хранению и передаче информации позволяют решить эти задачи: повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание. Использование новых информационных технологий, в частности материалов, помещенных на различных серверах в сети Интернета, способно существенно углубить содержание исторического материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении исторического материала.

Современный образовательный процесс предполагает развитие у обучаемых творческих способностей. Подобное требование диктует необходимость работы учащихся с информацией, самостоятельно формируемой ими в виде творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в изучении истории и обществознания. В данном случае ИКТ, изначально предназначенные для создания информационных продуктов различного рода (текстов, презентаций, web-страниц и т.п.) и обладающие огромным творческим потенциалом, также становятся эффективным инструментом в руках учащихся.

Активное накопление опыта самостоятельного приобретения новых знаний на основе применения ранее усвоенных отвечает потребностям современного образовательного процесса. Одним из преимуществ использования информации из Интернета является перенос тяжести с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности. Информация, размещенная на серверах Интернета, не заменяет учебник, – она лишь создает основу для организации самостоятельной деятельности учащихся (анализа и обобщения исторического материала). Обычными становятся уроки с использованием мультимедийных презентаций, подготовленных самими учащимися (Приложение 1, Приложение 2).

Обобщение собранного теоретического и практического материала в виде компьютерной презентации позволяет учащемуся:

структурировать материал;
построить логическую схему;
использовать ПК как инструмент для работы с информацией;
усвоить базовые знания по предмету;
сформировать навыки самоконтроля;
оказать учебно-методическую помощь в самостоятельной работе над учебным материалом;
сформировать мотивацию к учению в целом.

Для развития предметной компетенции школьников необходимо:

развитие коммуникативных, мировоззренческих, практико-ориентированных ценностей, идей, норм поведения;
совершенствование социальной мобильности личности, которая может принимать ответственные решения в ситуации выбора, способна к сотрудничеству, динамична, конструктивна;
создание условий для интенсивного творческого общения, что собственно определяет содержание всех ключевых компетенций.

На основе сказанного делаем выводы: информационно-коммуникационные технологии способны стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников.

На организационном этапе урока при создании проблемной ситуации перед учащимися ставится практическое или теоретическое задание. Главным предметом исследования на уроке является современное российское общество, объектом – социальные отношения. Одним из методов повышения мотивации к деятельности, личной заинтересованности явилось обращение к истории родного края. Проблемы социальной сферы российского общества рассмотрены на примере Сахалинской области. Процесс поиска решения учащимися должен быть мотивированным, побуждать потребность в усвоении знаний.

Постановка проблемы предполагает использование следующих видов проблемного обучения:

– теоретическое исследование, что предполагает поиск и открытие новых правил, их обоснований, доказательств. Например, теория социальной стратификации общества, богатые и бедные; теория социального конфликта; теория малой группы; малые исчезающие народы России и Сахалинской области.
– поиск практического решения, т.е. способа применения усвоенного знания в неизвестной ситуации. В процессе названной деятельности – это: составление алгоритма разрешения социальных конфликтов; разработка социальных программ, нацеленных на решение демографической проблемы; пути решения экономических и социальных проблем коренных народов Сахалина; выявление особенностей соотношения богатых и бедных в регионе.

Этап формирования новых понятий и способов действий предполагает актуализацию освоенных знаний для решения обозначенной проблемы. Принципиальным является коллективное обсуждение учащимися всей информации, её анализ. Результаты обсуждают в микрогруппах, затем вырабатываются идеи, варианты решения проблемы.
Итогом деятельности являются презентации и публичная защита. Остальные учащиеся школы знакомятся материалами в электронной системе «Netшкола», куда помещаются презентации учащихся, пополняя портфолио.

Технологическая карта нетрадиционного урока (проект) с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Тема: «Социальные отношения. Социальная структура общества»

Цели:

Образовательные:
  • используя компьютерные технологии, определить сущность проблем социальной сферы общества,
  • разработать алгоритм разрешения проблемы,
  • способствовать осмыслению связей и отношений в социальной сфере общества.
Развивающие:
  • формировать умение находить информацию в Интернете;
  • формулировать жизненные цели, соотносить их с нравственными нормами;
  • научить приводить примеры, аргументировано раскрывать причины социальных конфликтов;
  • дать основные понятия и термины раздела, правильно употреблять их в речи;
  • развивать умения презентовать свою деятельность, выступать перед аудиторией.
Воспитательные:
  • учить анализировать свою повседневную жизнь, протекающую в социальном пространстве;
  • учить осознавать проблемы Сахалинской области, возможные пути их решения, свою роль в этом процессе;
  • воспитывать умение четко организовать самостоятельную и групповую работу, чувство товарищества, взаимопомощи.

Концептуальная основа: Субъект-субъектные позиции в системе «учитель – ученик».

Содержание учебного материала:

Выход за рамки одного предмета «обществознание»:

География – население России, половозрастной состав населения, миграция населения;
История – исторический процесс, эволюция общества, роль личности в истории, история возникновения неравенства, модернизация, эволюция и революция как способы разрешения социальных противоречий, эволюция общества в области, общественно-политическая мысль о путях решения проблемы бедности и неравенства в Западной Европе и России.
Литература – тема семьи, брака, любви в произведениях литературы, межличностные отношения, проблема бедности и неравенства в литературе, изображение социальных конфликтов.

Соответствие материала критериям проблемности, альтернативности, критичности.

1 группа.

Теория социальной группы.
Проблемы: положение и настроение той или иной социальной группы, каково её влияние на общественную жизнь и политику; учитывает ли государство интересы социальных групп в социально – экономической политике; раскройте на конкретных примерах социальные интересы различных групп в обществе; действия социальных групп в защиту своих интересов.

2 группа.

Теория социальной стратификации общества. Богатые и бедные.
Проблемы: бедность как экономическое, культурное и социальное явление; богатство: источники доходов, образ жизни, критерии; соотношение богатых и бедных в области, динамика; федеральные и региональные социальные программы.

3 группа.

Теория социального конфликта.
Проблемы: причины социальных конфликтов в стране и области; примеры разрешения социальных конфликтов; алгоритм разрешения.

4 группа.

Теория семьи как фундамента общества.
Проблемы: семья на пороге третьего тысячелетия; этика семейных отношений и её эволюция в современном мире; демографические проблемы в России, области; социальные программы, нацеленные на преодоление демографического кризиса.

5 группа.

Теория малой группы. Малые исчезающие народы России и Сахалинской области.
Проблемы: взаимодействие больших и малых социальных групп; социальная политика государства и региональной власти; экономические и социальные проблемы коренных народов Сахалина.

Процессуальная часть:

1. Организация учебного процесса: форма – урок-исследование.

2. Методы и формы учебной деятельности: проблемно-поисковый метод, метод стимулирования интереса и мотивации учебной деятельности учащихся.

3. Методы и формы работы учителя: совместная работа учителя и учащихся в областях целеполагания, планирования, рефлексии (анализа) и оценивания результатов учебной деятельности.

4. Деятельность учителя по процессу управления усвоением материала: учитель- координатор, приоритет стимулирующей деятельности учителя.

5. Диагностика учебного процесса – рефлексивная деятельность учителя и учащихся.


Структура занятия


Этапы  Содержание Цели Роль учителя
Организационный Демонстрация темы и целей занятия. Определение
состава групп.
Выявление проблем. Распределение ролей. Обеспечение полной готовности класса и
оборудования к работе; быстрое включение класса
в деловой ритм.
Формирования новых понятий и способов
действий
Работа на ПК Поиск и отбор информации по проблеме
(теоретический и практический уровень).
Совместная работа учителя и учащихся в
областях целеполагания, планирования.
Применения знаний, формирования умений. Обработка собранного материала; подготовка
компьютерных презентаций.
Усвоение теоретического материала; выстроение
алгоритма решения проблем.
Применение различных способов активизации
мыслительной деятельности учащихся, включение
их в поисковую деятельность, в самоорганизацию
обучения.
Контроля и учёта знаний Выступление групп учащихся с изложением
теоретического материала и показом компьютерной
презентации.
Организация контроля и самоконтроля. Рецензирование работ учащихся с указанием
положительных моментов и недостатков.
Использование заданий разного уровня сложности,
использование нестандартных ситуаций в
применении проверяемых знаний.
Практический Размещение компьютерных презентаций в «Net
Школе»
Социализация учащихся; создание портфолио
личных достижений,

рефлексивная деятельность.
Контроль за исправлением замечаний с учетом
рекомендаций.

1 комментарий:

  1. Спасибо за статью. Также приглашаю посетить блог, IT и Мультимедиа. http://itmultimedia.ru

    ОтветитьУдалить