Веб-сайт как средство создания инновационного имиджа сельской школы
Автор: Сидоров С.В. Веб-сайт как средство создания инновационного имиджа сельской школы
[Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. – Режим доступа: http://sv-sidorov.ucoz.com/publ/materialy_moikh_pechatnykh_publikacij/opublikovannoe/
sajt_selskoj_shkoly/2-1-0-71
[Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. – Режим доступа: http://sv-sidorov.ucoz.com/publ/materialy_moikh_pechatnykh_publikacij/opublikovannoe/
sajt_selskoj_shkoly/2-1-0-71
Ссылки к разделам страницы
Понятие об инновационном имидже Составляющие инновационного имиджа в сайтах сельских школ
Критерии веб-сайта, формирующего инновационный имидж сельской школы
Основные стадии инновационного проекта "Школьный сайт"
Понятие об инновационном имидже Составляющие инновационного имиджа в сайтах сельских школ
Критерии веб-сайта, формирующего инновационный имидж сельской школы
Основные стадии инновационного проекта "Школьный сайт"
Информационно-коммуникационные
технологии, войдя в нашу жизнь, активно проникают в образование и
добрались уже до удалённых сельских школ. И школьный сайт – это реальная
возможность преодолеть многовековую территориально-информационную
изолированность отечественных сельских школ.
Веб-сайт
позволяет сельской школе установить прочные информационные связи с
другими субъектами образования, постоянно взаимодействовать с ними,
успешно интегрируясь в систему образования района, региона, страны.
Наличие собственных уникальных сайтов способствует реализации
особенностей каждой сельской школы, даёт возможность организовать
удобный доступ к образовательным интернет-ресурсам, при котором ученик
будет избавлен от необходимости блуждать по просторам Интернета,
периодически попадая на страницы с далеко не детским контентом. Развивая
школьный сайт, сельская школа расширяет возможности
учебно-воспитательного процесса, взаимодействия с детьми и родителями,
используя новые формы и средства работы (школьная интернет-газета [7;
10], тренировочное онлайн-тестирование [8], конкурсы фотографий,
рисунков, видеороликов в цифровом формате [3] и т.д.).
Наконец,
школьный сайт – «лицо» сельской школы в интернет-сообществе, её
«визитка», средство формирования определённого имиджа школы.
Сопоставив
трактовки имиджа различными словарями [2], имидж можно определить как
образ, который создаётся в общественном или индивидуальном сознании и
отражает представления об отдельном человеке, социальной группе,
организации, учреждении, товаре или услуге и т.д. Сложившийся имидж
влияет на отношение окружающих к данному объекту, определяет степень их
доверия к нему, желание так или иначе с ним взаимодействовать. Являясь
открытой социально-педагогической системой, школа обязана заботиться о
своём имидже как о важном факторе влияния на социальное окружение.
Влияние
сельской школы на социум актуализируется и усиливается вследствие её
особой культурно-просветительской миссии. Поэтому формирование имиджа
сельской школы как центра культуры, воспитательно-просветительской
работы и инновационной деятельности на селе выступает немаловажным
условием поддержки её инновационного развития ближайшим социальным
окружением.
Что такое инновационный имидж, и почему он важен?
Думаю,
сегодня никого не надо убеждать в том, что инновационный путь развития –
самый перспективный. Об этом много написано и сказано, в том числе,
первыми лицами государства.
Инновация
в широком смысле – нововведение. А в самом широком (потребительском) –
нечто открывающее нам новые возможности, изменяющее нашу жизнь в лучную
сторону. Не секрет, что тщательно создаваемый «имидж инноватора» –
непременная составляющая успеха ведущих мировых брэндов (пожалуй, самый
яркий пример сегодня – невероятная популярность мобильных устройств
фирмы Apple,
несмотря на их высокую цену). И не случайно в рекламных роликах
подчёркивается новизна товара и технологий, применявшихся при его
производстве. Таким образом, инновационный имидж – это не просто
положительный образ, это образ лидера в какой-либо области.
Инновационный
имидж школы – не совокупность теоретически обоснованных показателей
инновационной деятельности, а «живой» образ, складывающийся в сознании
многих людей, как непосредственных участников образовательного процесса в
данной школе, так и проживающих в другом регионе. Новизна деятельности и
её результата, раскрытие личностного потенциала учащихся,
педагогическое творчество, чуткое руководство – вот что хотят видеть
дети и их родители в педагогических инновациях. Инновационный имидж
закрепляется за школой в сельском социуме, если на школьном сайте легко
найти нужные сведения, если информация регулярно обновляется, оставаясь
неизменно интересной детям и взрослым. Инновационный имидж сельской
школы формируется в сознании огромного количества пользователей
Интернета, если на поисковый запрос Яндекс выдаёт страницу школьного
сайта.
Согласно
Федеральному закону РФ от 8 ноября 2010 г. № 293-ФЗ [9], школьный сайт
должен содержать практически всю информацию, которая есть в нормативных
актах, регламентирующих деятельность школы. Кроме того, все изменения в
организации учебного процесса и режима работы школы должны быть доступны
на её официальном сайте в тридцатидневный срок (ст. 32). Это, так
сказать, минимальные требования к контенту (содержимому сайта), их
должна соблюсти любая сельская школа. В действительности возможности
веб-сайта намного шире, и от того, насколько полно и эффективно они
реализуются в конкретной сельской школе, зависит влияние сайта на её
имидж.
Современный
веб-сайт – это не только источник информации. Он многофункционален: на
страницах сайта пользователи могут добавлять, редактировать и
комментировать свои материалы, общаться, оценивать, знакомиться…
Изучение многочисленных образцов «школьного сайтостроения» позволило нам
выделить следующие функционально обусловленные составляющие инновационного имиджа в сайтах сельских школ.
1.
Школьный сайт – визитная карточка образовательного учреждения, предмет
гордости учащихся и работников школы, жителей села. На сайте много
информации о школе, о достижениях учителей и учеников, представлен
краведческий материал. Текущие организационные вопросы школьной жизни
иногда обсуждаются в мини-чатах, в гостевой книге, но основным
содержанием записей, оставляемых гостями и пользователями, являются
поздравления, благодарности, комплименты по поводу дизайна и содержания
сайта.
2.
Школьный сайт – поле увлекательной деятельности школьников – будущих
активных пользователей и создателей информационных ресурсов. Дети
участвуют в создании сайта, не только помогая взрослым, но и формируя
свои информационные ресурсы, добавляя уникальные тексты и изображения,
ссылки на интересные материалы в Интернете. В частности, поведённое нами
изучение ряда школьных сайтов на ucoz [5;
6; 7; 8] показало, что среди активных пользователей, имеющих право
добавлять и редактировать материалы, есть учащиеся сельских школ.
3.
Школьный сайт – открытая трибуна для всех участников образовательного
процесса: педагогов, обучающихся и родителей. Этот аспект инновационного
имиджа реализуется в интерактивных компонентах сайта (обсуждение
школьных проблем в чате, в гостевой книге и на форуме, комментирование
размещённых на сайте постов и фотографий, событий школьной жизни).
4.
Школьный сайт – точка пересечения интересов и приложения совместных
усилий детей и взрослых. Работа с компьютером в сельской школе и в семье
сельских жителей – это то, в чём дети и взрослые реально могут учиться
друг у друга, причём обращение взрослого за помощью к ребёнку, тут
вполне обычно, а сотрудничество детей и взрослых пользователей школьного
сайта становится важной предпосылкой продуктивного «диалога поколений».
5.
Школьный сайт – инструмент обратной связи. Для этого могут
использоваться гостевая книга, чат, почтовые формы, опросы, а также
раздел «Вопрос – ответ» (Часто задаваемые вопросы, англ. FAQ –
Frequently Asked Questions, русский вариант ЧаВо). Эффективным
средством постоянной связи с родителями сегодня становятся электронные
дневники [1]; доступ к ним со страницы школьного сайта особенно важен,
если в школе обучаются дети из других деревень.
6.
Школьный сайт – «окно в мир», обеспечивающее сельскому жителю, ребёнку и
взрослому, удобный поиск наиболее интересной и полезной информации в
Интернете. Этому способствуют…
- тщательно
подобранные тематические коллекции ссылок по учебным предметам, по
интересам, по социально и личностно значимым темам (примеры таких тем:
подготовка к государственной итоговой аттестации и единому
государственному экзамену, выбор профессии, основы правовых знаний,
психолого-педагогическое просвещение родителей);
- импортированные
на школьный сайт новостные ленты других интернет-ресурсов, не только
крупных образовательных порталов, но и других школьных сайтов;
- различные
партнёрские ресурсы: интегрированные в школьный сайт электронные
словари, средства проверки текстов, онлайн-тестирования и т.д.
Опираясь
на результаты проведённого нами выборочного исследования контента более
двухсот школьных интернет-ресурсов, можно выделить следующие ключевые критерии веб-сайта, формирующего инновационный имидж сельской школы.
1. Актуальность. Любая
инновация – это ответ на требования времени, путь решения актуальных
проблем. Актуальность информации на сайте сельской школы свидетельствует
о том, что педагогический коллектив работает над решением реально
существующих, а не надуманных проблем образования. Для соответствия
этому критерию сайт должен постоянно обновляться, ориентируясь на
вопросы, которые волнуют учителей, детей, родителей. Актуальность
контента – немаловажное условие хорошей посещаемости сайта с поисковых
систем. Если тема материала неактуальна, её просто не будут искать в
Интернете, а значит, не попадут на соответствующую страницу школьного
сайта.
2. Уникальность.
К достоинствам инноваций относится создание уникального в своём роде
продукта, возможность реализовать с их помощью индивидуальный подход,
нацеленность на личность конкретного потребителя. В школе педагогические
инновации приходят на помощь там, где традиционные способы обучения и
воспитания не позволяют добиться желаемых результатов.
Уникальность
сайта начинается с его названия и веб-адреса. Попробуйте, например,
найти в Интернете по названию сайты школ с адресом вида http://www.12345a678.edusite.ru
[4; 10], и вы убедитесь, что это не так просто. В то же время сайты
«МОУ Конзаводская СОШ им. В.К. Блюхера» [5], «МОУ Никольская СОШ им.
Н.М. Рубцова» [6], имеющие «человекопонятный» веб-адрес, прекрасно
находятся Яндексом.
Уникальность
инновационного опыта сельской школы находит отражение и в уникальности
контента. Уникальность контента является фактором интереса к школьному
сайту со стороны людей и поисковых систем, а это значит, что чем больше
на сайте уникальных материалов, тем больше людей просмотрит их и узнает
об инновационном опыте данной сельской школы.
3. Качество.
Конечная цель любой инновации – повышение качества, в нашем случае –
качества образования в сельской школе. Качество школьного сайта убеждает
посетителя в том, что в школе действительно осуществляется
инновационный процесс, ведь сайт – это продукт её инновационной
деятельности, представляющий школу на рынке образовательных услуг.
Качественный
сайт – это сайт, который создан и развивается для людей. Но это
способны оценить и современные поисковые системы. Во всяком случае, Гугл
и Яндекс постоянно совершенствуют алгоритмы поиска, чтобы находить
именно то, что нужно человеку, задавшему конкретный вопрос. У
специалистов в области поиска в Интернете, создания и продвижения
интернет-ресурсов есть даже такой термин: сайт для людей (СДЛ).
Главные показатели качественного сайта сельской школы:
- удобство навигации, поиска нужных посетителю материалов;
- интерактивность
(возможность оставить свой комментарий, добавить материал, заочно
пообщаться со сверстниками, написать письмо директору и т.п.),
- привлекательный дизайн страниц;
- наличие дополнительных сервисов (электронного дневника, онлайн-тестов и т.д.).
Перечисленные
критерии отражают ключевые факторы интереса к страницам школьного
сайта, как со стороны людей, так и со стороны современных поисковых
систем. Соответствие школьного сайта этим критериям позволяет создавать
инновационный имидж сельской школы не только в сознании непосредственных
участников образовательного процесса, но и в сознании людей,
находящихся за сотни и тысячи километров.
Для реализации всех выделенных выше аспектов и критериев школьный сайт целесообразно рассматривать как долгосрочный инновационный проект, в управлении которым выделяются следующие стадии.
Первая стадия – запуск проекта «Школьный сайт».
Задача: создание сайта, отвечающего минимальным требованиям к официальному сайту школы, установленным Федеральным Законом.
Содержание стадии:
- определение
потребностей и возможностей участников образовательного процесса в
создании и развитии школьного сайта (какие потребности и возможности
педагогов, детей, родителей можно реализовать посредством школьного
сайта);
- разработка
концепции сайта (ведущая идея концепции, общие требования к содержанию
контента, основные разделы и модули, перспективы интеграции и
сотрудничества с другими интернет-ресурсами);
- формирование группы взрослых и детей, отвечающих за ведение сайта (администрирование, модерацию, дизайн, размещение контента);
- создание домена (при необходимости), уникального названия сайта;
- размещение на сайте обязательных сведений о школе;
- создание
на сайте хотя бы одного раздела с часто обновляемым уникальным
контентом (самый очевидный вариант – это школьные новости, включающие в
себя небольшие заметки с фотографиями о значимых и просто интересных
событиях школьной жизни, об участии школы в районных мероприятиях и
т.д.);
- презентация
школьного сайта в школе, в селе, в районе, регионе, в стране (в том
числе, дистанционная: добавление сайта в каталоги образовательных
ресурсов, приглашение других школ к интернет-сотрудничеству).
Результат
стадии: школьный сайт присутствует в сети Интернет, поисковики находят
его по конкретным, «узким» запросам (например, по полному названию
школы, по названию села с уточнением района и региона).
Срок
реализации: полтора-два месяца (этого времени, как правило, достаточно
для индексации нового интернет-ресурса поисковыми системами Яндекс и
Гугл без применения специальных технологий коммерческой раскрутки).
Вторая стадия характеризуется интеграцией проекта «Школьный сайт» в образовательную систему школы.
Главная
задача: апробировать и уточнить концепцию сайта, отражающего
особенности школы и осуществляемой в ней инновационной деятельности;
Содержание:
- включение участников образовательного процесса в инновационную деятельность, связанную с развитием школьного сайта;
- создание
в школе системы сбора текущей информации для наполнения сайта (школьных
новостей, методических разработок, творческих работ учеников,
слайд-презентаций, фото- и видеоматериалов);
- распределение
ответственных за ведение тематических страниц и разделов из числа
педагогов, учащихся и родителей (тематика может быть связана с
краеведением, с поиском полезных интернет-ресурсов, с учебными
предметами, с разнообразными интересами детей и взрослых);
- регулярное обновление контента на сайте, введение новых тематических страниц, разделов, модулей;
- интернет-сотрудничество
с другими сетевыми образовательными ресурсами, в том числе, с другими
школьными сайтами (обмен новостями, ссылками, комментирование
материалов, участие в форумах, участие в интернет-конкурсах);
Результат:
сайт отражает ключевые для школы направления инновационной
деятельности, в которых реализуется уникальность школы; ссылки на
школьный сайт появляются на первых страницах в выдаче по поисковым
запросам, соответствующим этим направлениям.
На третьей стадии сайт становится важным средством формирования и поддержания инновационного имиджа.
Главная задача: расширение возможностей сайта в формировании инновационного имиджа сельской школы.
Содержание стадии:
- регулярное обновление контента на сайте, обновление тематики разделов и модулей, введение новых разделов, развитие наиболее посещаемых тематических направлений сайта;
- развитие интерактивных модулей (опрос, форум) за счёт подбора актуальной тематики;
-
интернет-сотрудничество дополняется совместными сетевыми проектами,
организацией обсуждений интернет-сообществом актуальных проблем
образования, семейного воспитания, жизни и труда в сельской местности;
-
создание на школьном сайте персональных интернет-ресурсов наиболее
активными и творческими пользователями сайта, взрослыми и детьми
(электронные портфолио, авторские блоги и т.д.).
В
результате этой стадии сайт формирует инновационный имидж школы далеко
за пределами села, увеличивается количество страниц, выходящих в топ
выдачи по поисковым запросам различной тематики.
Итак, подведём итоги.
1.
Создание и ведение школьного сайта – это не только обязанность,
законодательно вмененная сельским школам, но и прекрасный способ
приобрести известность и авторитет в педагогическом сообществе, формируя
посредством сайта инновационный имидж школы.
2.
Для решения задачи формирования инновационного имиджа сельской школы
сайт должен соответствовать критериям актуальности, уникальности и
качества.
3.
Наиболее успешно данная задача решается, если школьный сайт
интегрирован в образовательную систему, являясь важной частью
осуществляемого в сельской школе инновационного процесса.
Литература и интернет-источники
1. Дневник.ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dnevnik.ru (дата обращения: 11.01.2012).
2.
Имидж // Академик [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/business/5165#sel=14:9,14:27 (дата
обращения: 15.01.2012).
3.
МОУ Бабкинская средняя общеобразовательная школа [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://kukubabka.narod.ru (дата обращения: 17.01.2012).
4.
МОУ Байболовская основная общеобразовательная школа. Пермский край,
Пермский район [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.59207s027.edusite.ru (дата обращения: 20.01.2012).
5.
МОУ Конзаводская СОШ им. В.К. Блюхера [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://konzschool.ucoz.ru (дата обращения: 19.01.2012).
6.
МОУ "Никольская СОШ им. Н.М. Рубцова" [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://nikola-shkola.ucoz.ru (дата обращения: 16.01.2012).
7.
Сайт МОУ ООШ с. Мошки Бековского района Пензенской области [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://moshki.ucoz.ru (дата обращения:
15.01.2012).
8.
Сайт школы п. Учебный Ершовского района Саратовской области
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://uchebniy-school.ucoz.ru
(дата обращения: 15.01.2012).
9.
Федеральный закон Российской Федерации от 8 ноября 2010 г. №293-ФЗ "О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
в связи с совершенствованием контрольно надзорных функций и
оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования"
// Российская газета. – Федеральный выпуск № 5332. – 10 ноября 2010 г.
[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.rg.ru/2010/11/10/optimisatia-dok.html (дата обращения:
15.01.2012).
10.
Хохловская средняя общеобразовательная школа [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://59207s023.edusite.ru (дата обращения:
20.01.2012).
Для ссылки:
Сидоров С.В. Веб-сайт как средство создания инновационного имиджа сельской школы
[Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. – Режим доступа: http://sv-sidorov.ucoz.com/publ/materialy_moikh_pechatnykh_publikacij/opublikovannoe/
sajt_selskoj_shkoly/2-1-0-71 (дата обращения: ЧЧ.ММ.ГГГГ).
Сидоров С.В. Веб-сайт как средство создания инновационного имиджа сельской школы
[Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. – Режим доступа: http://sv-sidorov.ucoz.com/publ/materialy_moikh_pechatnykh_publikacij/opublikovannoe/
sajt_selskoj_shkoly/2-1-0-71 (дата обращения: ЧЧ.ММ.ГГГГ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий