вторник, 24 апреля 2012 г.

Вебинар по функциональному чтению

Сообщество учителей Intel Education Galaxy -> Был ли функционален вебинар по функциональному чтению?:
Автор: ljudmillar (Л.В. Рождественская)


Возникла идея вебинара не случайно, а из логики развития "паркового проекта".
Начало истории здесь и здесь...
Кто-то может полюбопытствовать, а как связаны между собой тема функциональной грамотности и парк? Ответ будет простым и очевидным: говорить о чем-либо функциональном нужно только с привязкой к определенной цели. В данном случае, участникам (настоящим и тем, кто еще только знакомится с идеей,"паркового проекта" нужно было согласовать видение и уточнить понимание - в одном ли контексте мы находимся, когда говорим о функциональной грамотности чтения.

Поэтому, среди других целей вебинара были озвучены следующие:
  • Познакомиться с понятиями: функциональная грамотность чтения, уровни понимания текста;
  • Познакомиться с понятиями: сплошные тексты, несплошные тексты;
  • Обозначить проблему функциональной безграмотности учеников младшего и среднего школьного звена.
О теоретической части вебинара лучше меня расскажут материалы:

Постановка проблемы. Основные понятия
Типология заданий
Составление заданий на функциональное чтение (по пирамиде Блума)

Несколько важных тезисов:

Проблемой функциональной грамотности чтения нужно и можно заниматься не только на теоретическом, но и на практическом уровне.

Для учителя заниматься функциональной грамотностью чтения означает: 

1. видеть проблему ученика, которая заключается в непонимании смысла текста, неумении его "прочитать"
2. иметь представление о типологии заданий на разные уровни понимания текста;
3. уметь отбирать материал для разработки таких заданий, уметь его адаптировать под разные учебные задачи;
4. уметь создавать задания, направленные на развитие функциональной грамотности.

Задания лучше всего разрабатывать сообща, в группе. Участие в группе учителей разных предметов может придать заданиям необходимый "объем". "Идеальная" картина такая: учителя-филологи помогут точнее сформулировать вопросы, математики - структурировать вопросы, историки, биологи и географы - обогатят задания содержательно. На самом деле, это предположение может опровергнуть любая творческая группа учителей самых разных предметов, которая увидит в материале (то есть, тексте) новые возможности для составления заданий. 
Успех, качество составленных заданий не в малой степени определяется также качеством самого текста (который подразделяется всего на два типа - слошной текст и несплошной текст). Поиск и отбор текстов - отдельная проблема. Если есть конкретная тема (проекта, как в нашем случае), то отбирать материал значительно легче - его поиск сужается.
Тем не менее, критерии отбора текстов все-таки есть, хотя и самые общие:

  • Актуальность текста для учащихся;
  • Учет возрастных особенностей целевой группы (адаптированность текста);
  • Наличие новой (для учащихся) информации;
  • Наличие понятий, имен, географических названий, ниаменований товаров, цифр, дат и т.д.
  • Наличие иллюстраций, схем, диаграмм;
  • Наличие информации разных видов: фактуальной, концептуальной, подтекстовой. Как пример, наличие в тексте «фактов и мнений».
Результаты работы в группах вебинара (тексты для состваления заданий были подобраны с учетом "парковой темы":

Группа 1. Сплошной текст. Парк "Покровское"
Группа 2. Описание паркового сайта
Группа 3. Схема парка
Группа 4. Карта парка

Что понятно из результатов групповой работы?

Что эта работа не просто интересна, а что она позволяет учителю самому глубже входить в тему и проблему функциональной грамотности.
Что составлять задания не очень просто! А с первого раза, за небольшое время, вообще создать хорошие заданий практически невозможно. Эти задания требуют проработки и проверки: лучше, если их проверяют и испытывают на себе несколько разных соавторов.
Задания лучше создавать в системе, опирась на теоретическую модель (матрицу), пусть даже "грубоватую". Для первых опытов вполне подойдет и пирамида Блума.

Что касается ощущений ведущего вебинара, то, наверное, они - не из самых приятных. Главная проблема ведущего - необходимость "говорить в пустоту", отсутствие быстрой обратной связи (если не считать чата), необходимость одновременно следить за происходящим в разных группах/комнатах... При этом пытаясь удержать тему, следить за временем... В то же время осознаю, что перечисленное - специфика формы вебинара. Содержание от нее (формы) зависит несильно, поскольку, СО-держание всегда определяется составом участников, тем, насколько они "в теме", насколько они "запроблематизированы".

На моем вебинаре мне очень повезло с участниками! Их содержательность помогла выйти уже после вебинара на результативную работу с материалом, который был "вброшен" во время его проведения. Мне кажется, что это один из признаков, что он был успешен. ...

Комментариев нет:

Отправить комментарий