вторник, 17 мая 2011 г.

Сообщество учителей Intel Education Galaxy -> Как оценить образовательный блог?

Сообщество учителей Intel Education Galaxy -> Как оценить образовательный блог?
Автор: ljudmillar (Людмила Рождественская)

Проблемы, проблемы...

Часты случаи, когда учителя открывают свой блог, но, исчерпав свои идеи, в скором времени оставляют новое занятие, не осознавая, что брошенные ими 'блоги-однодневки' будут вечно 'висеть' в Сети... Есть и еще одна проблема: нарушение авторских прав при публикациях в блогах, обусловленное незнанием принципов и корректности использования интернет-ресурсов. Зачастую у учителей отсутствуют представления о возможностях применения новых инструментов в поддержку уроков или в работе классного руководителя и они, перенося в блогосферу свой прежний учительский опыт, используют личные интернет-ресурсы исключительно для размещения объявлений, инструкций и заданий. Подобные учебные блоги очень формальны, они не могут быть интересны детям в качестве дополнительного источника информации по предмету, и вряд ли побудят учеников читать, а тем более, комментировать записи учителя. Также тревожит неосведомленность учителей о тех правилах и ограничениях, следование которым обеспечивает безопасное пребывание учеников в блогосфере. Наблюдались прецеденты, когда учителя публиковали в открытом доступе отметки за выполненную учениками работу, пофамильные списки классов, рейтинги успеваемости и другие сведения, относящиеся к категории личных данных ученика.

Зачем нужна система критериев?

Ниже предложена система критериев оценивания успешного образовательного блога, опираясь на которую, учитель сможет не только осмысленно внедрять новый инструмент в практику, но и продуцировать новые идеи по его использованию.

На данный момент ни в одной из имеющихся классификаций образовательных блогов не существует прописанной системы критериев для оценки успешного блога.

Блоги чаще всего создаются стихийно, что, несомненно, нормальный процесс, поскольку любое творчество не терпит принуждения или административного вмешательства. Разумеется, работа, требующая от учителя дополнительных сил и времени, может быть продуктивной в том случае, если она - результат его самоопределения. Но, с другой стороны, ведение учителями блогов может поощряться, если в школе/коллективе/сообществе созданы благоприятные условия, способствующие блоготворчеству. Так, в конкретной школе может быть разработана система поддержки и мотивации учителей, в которой ведение блога - это владение новым профессиональным инструментом. Как показывает практика, открытые конкурсы учительских блогов также становятся хорошим форматом для появления новых образовательных ресурсов. Но сам факт создания блогов не может стать основой для 'раздачи призов и бонусов', если отсутствует четкая и прозрачная система критериев их оценки.

Модель оценивания образовательного блога

При разработке модели оценивания блога возникает ряд трудностей, обусловленных субъективностью оценки любого продукта творческой деятельности. Причем, в оценивании блога есть и дополнительная специфика, поскольку он представляет собой целую сложную мультимедийную структуру, включающую различные цифровые объекты: не только тексты, но и презентации, видео, схемы и т.д. В каждом отдельном случае уточнения также требуют такие понятия, как 'авторство', 'аутентичность', так как иногда бывает сложно отличить, что является плодом деятельности самого владельца блога, а что транслируется автоматически из других интернет-источников.

Критерии оценивания образовательных блогов

Критерий №1. Содержательность
  • Периодичность обновления.
  • Тематика сообщений, актуальность содержания. Авторская позиция.
  • Стиль и грамотность сообщений.
Критерий №2. Технологичность
  • Дизайн, оформление.
  • Удобство навигации.
  • Мульмедийность.
Критерий №3. Социальность
  • Готовность к обмену, совместной работе.
  • Организация интерактивности и обратной связи.
  • Сетевая культура, этикет, авторское право.
Какие компоненты выделены в модели оценивания блога?

Оценка блога начинается с его содержания (контента). Сообщения блога оцениваются как по количественным критериям (объем, периодичность обновлений), так и по качественным, а именно: образовательная ценность, уникальность и достоверность контента.

В предложенной модели, помимо содержания, также подвергается оценке форма. Под формой здесь имеется в виду не столько художественное оформление блога, сколько соответствие принципам образовательного дизайна. Таким образом, в модель вводится понятие учебной среды блога. «Обустраивание» этой среды подразумевает разработку учебных сценариев, которые будут реализованы в блоге. Исходя из конкретных учебных задач, учителем осуществляется подбор подходящих веб-инструментов, планируются разные зоны деятельности для продуктивного общения учителя с учеником, продумывается навигация блога. На этом этапе необходимо не только творческое мышление, но и знание современных технологий, поэтому и выбрано 'технологическое' название для данной группы критериев.

Критерии социальности возникли в рассматриваемой модели неслучайно. Находясь в открытом Интернете, авторы блога взаимодействуют не только между собой 'внутри блога', но и с 'окружающим миром' - с другими посетителями блога. Такие критерии как посещаемость, интерактивность/интенсивность обратной связи оцениваются по объективным индикаторам: количеству соавторов и читателей блога, наличию обсуждений в комментариях, статистике посещаемости. Неотрывно связано с интернет-общением и понятие сетевого этикета. Помимо общепринятых норм этикета, в Интернете существуют и свои, специфические, следование которым в образовательном блоге является одним из важных условий его легитимности в качестве образовательного ресурса. К этой же группе критериев отнесены в рассматриваемой модели и правила корректного оформления заимствований (цитирование, ссылки на первоисточник), неразглашение персональных данных, необходимые для соблюдения законов об авторских правах и защите личных данных.

Предложенная модель, как видим, не ограничивается набором технических правил по ведению блога, а задает своеобразный 'стандарт образовательности' для применения нового веб-инструмента.

Павел Антошкин - Людмила, можно попробовать создать MindMap "Критерии оценивания блога" и расшарить эту карту для совместного редактирования. Может быть, коллективный разум позволит построить исчерпывающую систему критериев, пусть и переполненную, но на ее основе можно создавать "урезанные" критериальные карты для оценивания отдельных категорий блогов, в частности - блога образовательного. Можно и сразу пойти по пути создания карты "Критерии оценивания ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО блога".
Ссылку на такой майндмэп можно поместить в Ваш пост на Галактике :)
8:14
Ljudmilla Rozhdestvenskaja - Я только "ЗА"!8:17
Павел Антошкин - Может быть, Вы сделаете заготовку на одной из тех двух платформ, которые Лидия на Тьюториаде использовала в качестве примера (или на какой-то другой, более, с Вашей точки зрения, подходящей для этой цели)? Даже если народ не проявит особую активность в таком совместном труде, какой-то зримый результат такой работы все равно останется? Три группы критериев Вы в своей статье уже определили, "затравка" получится хорошая :)8:22
Ljudmilla Rozhdestvenskaja - Сейчас сделаю. http://mind42.com/pub/mindmap?mid=563c1f6e-d9cf-4bea-8e9a-941bf8f741bc
Только приглашение по мейлам, как с этим быть?
8:34 (изменено: 9:01)
Павел Антошкин - Кто попросит, тем и давать.
Мне, если можно, на pantoshkin@gmail.com..
9:05
Павел Антошкин - Ссылку получил, спасибо! Помедитирую над картой после обеда. Сейчас надо плотно поработать — уж труба зовет.. :)9:10
Павел Антошкин - P.s. Людмила, я в Вашей статье в явном виде не увидел определения того, что Вы понимаете под "Образовательным блогом". Ведь это - не просто блог учителя? Это, очевидно, блог, который создан ПОД КОНКРЕТНУЮ ЗАДАЧУ, связанную с ОБРАЗОВАНИЕМ, так? Или все тут слишком тонко, и к образовательному блогу можно отнести в том числе авторский блог учителя, который пишет не только об образовательных технологиях и о своей практике, но и просто - о том, что ему интересно в жизни?
Собственно говоря, видимость для посетителя цели создания блога и близость того, что получается, к тому, что декларируется - тоже один из критериев. Содержательных, судя по всему.
9:21
Ljudmilla Rozhdestvenskaja - Так это серия статей "про образовательные блоги", внизу есть ссылка на другие статьи. А в умной карте можно добавить и определение :)9:24
Павел Антошкин - В умной карте можно добавить не только определение, но и ссылки на серию статей :)9:25
Лидия Кобцева - Люда, я тоже присоединюсь :) к умной карте likobtseva@gmail.com11:15
Yuri Eelmaa - Выдавай пропуск. eelmaa@gmail.com Щас мы там все исправим!!!11:46
Yuri Eelmaa - Исправь «мульмедийность»! Хотя слово мне понравилось.11:51
Павел Антошкин - А критерий "Харизматичность автора" к какой категории можно отнести? шутка :)11:53
Лидия Кобцева - Люда, а какую градацию оценок ты предполагаешь в критерии "Тематика сообщений"?
что здесь оценивается?
11:53
Павел Антошкин - Лидия, мне кажется, что это - как раз к вопросу о соответствии поставленной автором цели блога и тем, что туда реально попадает.12:00
Yuri Eelmaa - По сути выделенных пунктов. С триадой «Содержательность — Технологичность — Социальность» согласен.
Правда технологичность тут на 3 месте. Вот, например, потрясающий учебный проект http://observer21310.blogspot.com/, длящийся уже полгода. Мы ему за дизайн и мультимедиа будем что ставить? В кол-ве гаджетов смысл жизни?

Но не это главное. Это вообще критерии? Буду занудой: к. — это признак, основание, мерило оценки чего-либо. Значит можно оценить. И один будет лучше, а другой хуже.

Так я предлагаю оценить авторство (как?), у кого лучше периодичность (5 постов в день — чемпион?). Вот стиль и грамотность можно оценивать, да.

А в социальности как оценивать готовность к обмену, коллоборативу? Т.е. здесь мы полностью отрицаем существование монологических блогов, которые ведутся интересно и постоянно, но бескомментно? Тогда очень приличный блог О.Пивненко (http://inf548.blogspot.com/) будем называть плохим — там нет моря комментов.

Давай думать дальше. Пока это не критерии. Скорее проблемные поля, на которые надо обратить внимание.
12:00
Yuri Eelmaa - Через много лет в академических учебниках по блоггингу будут главы «Таксонономия Блума» и «Триада Рождественской» :-)))12:02
Лидия Кобцева - Вообще-то, при экспертизе материалов образовательного характера в критерии оценивания входят такие, как
- актуальность
- научность
- новизна
По-моему, для образовательного блога эти критерии применимы в полной мере
12:14
Olga Bryksina - Уважаемые коллеги, так все здесь здорово! Можно присоединиться?
Думаю об одном. Если речь идет об универсальном инструменте оценки блога, то к критериям надо сразу измерители прописывать… К тому же выбранный инструмент визуализации позволяет это сделать… Или заблуждаюсь? Может сами критерии как-то формулировать так, чтобы в них была заложена оценочная деятельность.
Например, «соответствие дизайна содержанию, тематической направленности блога…», не стандартная «актуальность», а «общественная значимость» (кстати, легко определяется количеством подписчиков, комментов). Думаю, что имеет смысл ввести критерий «образовательная, просветительская направленность», если речь идет об образовательном блоге. Блог учителя – это не есть еще образовательный блог… Эти два понятия (образовательная и просветительская направленность можно и разнести, поскольку важны оба)…
Людмила, если включите, то bryksina@gmail.com
Вечером могу подключиться, но где лучше комментировать: здесь или на Галактике?
12:43 (изменено: 12:43)
Yuri Eelmaa - Ольга, и каковы будут «измерители образовательности»? У тебя более образовательный, а у меня — менее? :-)))
Я бы здесь ввел критерий «Обратная связь», куда бы комменты и колво подписчиков и вставил бы. Это можно считать.
12:50
Павел Антошкин - Образовательный блог может быть "широковещательным", а может быть "заточен" под конкретную целевую группу (например, конкретные параллели классов конкретной школы, изучающие, скажем, физику на уроках автора блога). Ведь в образовательном блоге могут размещаться не только информационные посты, содержащие познавательную информацию, интерпретации автора, его размышления, но и посты, содержащие задания и предполагающие обратную связь от конкретной целевой группы.
В этой связи отдельный возможный критерий - это охват ЦЕЛЕВОЙ ГРУППЫ + количество гостей.
13:00
Olga Bryksina - Именно так,Юра... Только у Вас более, чем у других ;-)
"Образовательная направленность", может, не очень удачный термин, но как определить образовательный потенциал ресурса? Вот я зашла к Вам на блог, получила "новое знание"... А где-то "глаголят" прописные истины, я просто потеряла время...
Может, профессиональная значимость? Но блог может быть ориентирован на школьников... Поэтому я и предложила "образовательная направленность", без конкретизации целевой аудитории.
По-моему, без учета типа блога описывать критерии достаточно тяжело. Кстати, ментальная карта позволяет выстроить это по схеме: тип блога - критерии - измерители...
А "обратная связь" определит "общественную значимость"...
Может, я и не права...
13:02
Alexander Bondarenko - Для кого-то прописные истины, а для кого-то откровения свыше - многое зависит от посетителя (ЦА)13:05
Yuri Eelmaa - Нет, Ольга, не так. Образовательность ваще — это ни о чем. Есть конкретная образовательная задача конкретного образовательного блога. Этот готовит к ЕГЭ, это блог проект с результатами, на которые надо выйти, это блог сопровождения учебного процесса. И если есть конкретная образовательная цель — можно формулировать измерители. А я узнал, а ты нет — так можно о любом инфоисточнике (книге) говорить. Кто-то образовывается от Колобка, кто-то от Библии, кто-то от «Майн Кампф».13:30
Yuri Eelmaa - Вот если в mindmap`e попробовать описать перечень КОНКРЕТНЫХ образовательных задач, которые может решать блог — это уже будет полезно.13:31
Alexander Bondarenko - Большой, однако, перечень будет13:32
Yuri Eelmaa - Нет, большого не будет. Многое можно будет объединить. Блог — очень целево точный инструмент.13:33 (изменено: 13:33)
Olga Bryksina - Да, соглашаюсь...13:33
Лидия Кобцева - Да, Юра, конечно от центрального объекта "Образовательный блог" первый уровень - это цель - для которой он создавался13:33
Olga Bryksina - Или типологические признаки...13:34 (изменено: 13:34)
Лидия Кобцева - Так может мы уже создадим карту, пока Люда подключится, и дадим ей доступ?13:34
Павел Антошкин - Лидия: «Да, Юра, конечно от центрального объекта "Образовательный блог" первый уровень - это цель - для которой он создавался»
Мне кажется, что для каждой цели будет и своя система критериев. Если цели родственные, то и списки критериев будут во многом дублироваться.
Наверное, следует просто сузить сейчас задачу, определив некоторую частную локальную цель создания образовательного блога, и именно исходя из этой цели и сформировать рабочий комплект критериев.
Потом попробовать сделать то же для другой цели. Тогда многое будет яснее.
13:40
Yuri Eelmaa - Угук.13:45
Лидия Кобцева - Павел, Юрий, я примерно так и рассуждала, когда делала заготовку, должно было вам прийти приглашение к совместному редактированию, посмотрите, пожалуйста13:48
Лидия Кобцева - одинаковые критерии мы потом выделим одинаковым цветом в каждой ветке13:50
Yuri Eelmaa - А мне инвайты хде?13:50
Yuri Eelmaa - Есть.13:51
Павел Антошкин - Мне тоже пришел.13:51
Лидия Кобцева - что удивительно :), я в комментах все заявки просмотрела :)13:52
Лидия Кобцева - Увидела блог администратора, может Дмитрию Фишбейну инвайт послать? Павел, как думаете?13:56
Yuri Eelmaa - Это я администратора сделал. Имеются в виду завуч и директор.14:00
Лидия Кобцева - да, я поняла, Юра, потому про Дмитрия и вспомнила14:03
Yuri Eelmaa - Блог проекта разделил на предметный (это понятно), межпредметный (напр., лит-ра, МХК и история) и надпредметный (например, сфинксы в Петербурге)14:11
Ljudmilla Rozhdestvenskaja - послала инвайты, извиняюсь, меня не было в Сети14:11
Alexander Bondarenko - Тут может быть некоторая проблема с блогами, к-рые начинаясь как блог проекта, перерождаются в нечто совершенно иное14:15
Yuri Eelmaa - Давайте все же решим, что правим, блин.14:16
Ljudmilla Rozhdestvenskaja - Лида, про критерии 1) актуальность 2)новизна
собенно не возражаю (в содержательном блоке), но вот как быть с научностью "блога 5б" ? Мне кажется, критерии для оуценки блогов не должны копировать критериев оценки научной статьи. Хотя все (актуальность и новизна) будет измеряться актуальностью и новизной именно для той целевой аудитории, для которой пишет автор блога.

И вот даже спонтанность и провокационность некторых постов в блоге - это тоже иногда плюс.
Вообще, собственное мнение автора блога может и не быть научным, но оно от этого не становится менее интересным!
14:21 (изменено: 14:21)
Ljudmilla Rozhdestvenskaja - Не поняла про вторую карту? (первая была создана и уже начала форматироваться). http://mind42.com/pub/mindmap?mid=563c1f6e-d9cf-4bea-8e9a-941bf8f741bc14:23
Павел Антошкин - Вторая карта родилась из-за того, что народу очень хотелось начать что-то делать, а Вы пропали из сети :)14:23
Ljudmilla Rozhdestvenskaja - И что теперь? У меня в карте народ с Галактики...14:24
Yuri Eelmaa - Лида, перенеси тогда что есть сейчас в первую! Я просто не умею. Дикий потомушта.14:24
Yuri Eelmaa - Да-да, нужна одна карта. Давайте объединим, нивапрос.14:25
Ljudmilla Rozhdestvenskaja - Можно просто линк поставить на вторую карту из первой14:37 (изменено: 14:42)
Yuri Eelmaa - Не, путаница будет.14:40
Мария Смирнова - Вот чем в рабочее время занимаются все эти люди? :)14:44
Alexander Bondarenko - Карты шьют :)14:47
Ljudmilla Rozhdestvenskaja - Павел, Ольга, очень-очень согласна про измерители и про образовательную направленность.
Но у меня вызывает большое сомнение подход, что для каждого типа блогов будет своя система критериев.
Скорее, хорошо бы вводить 2 группы критериев
1)универсальные (для всех блогов или какого-то "подвида"
2) частные (для специфического вида блогов)
14:48 (изменено: 14:51)
Павел Антошкин - Согласен про 2 группы. Как раз анализ двух, трех различных целей и формирование для них критериев позволят выделить общую часть.14:51
Лидия Кобцева - Люда, критерии общие я предлагала выделять одинаковым цветом14:51
Лидия Кобцева - Инвайта на первую карту у меня нет, не знаю, как у остальных :)14:52
Alexander Bondarenko - Обычно есть возможность делать линии-ссылки на критерии в других узлах14:52
Ljudmilla Rozhdestvenskaja - Я послала, попробую еще раз :(14:52
Лидия Кобцева - но их лучше прописать сначала, а потом линиями ссылками соединить14:52
Olga Bryksina - Да, Людмила, я подумала, что сама формулировка критериев должна быть прозрачной с оценочной точки зрения... Повторюсь, не просто "дизайн", а "соответствие дизайна содержанию"... Дизайн может быть просто изысканным, но не адекватным содержанию..
С универсальными и специфичными критериями ПОЛНОСТЬЮ согласна... Специфичность отражена в карте Лидии...
14:56
Лидия Кобцева - Люда, я в порядке констатации хочу сказать, что на первой карте явно проявляется то, что традиционная схема mind-map Тони Бьюзена не слишком подходит, когда при обсуждении объединяются сразу много вопросов (как в этой карте - и критерии, и списки публикаций) как теплое с мягким. Потому вторая карта именно для обсуждения типологии и критериальной базы14:56
Ljudmilla Rozhdestvenskaja - Согласна, поэтому и предложила (см. выше) оставить две карты, организовав между ними связки. Кстати, из первой карты уже поставила линк на вторую)14:59 (изменено: 15:00)
Alexander Bondarenko - А если "мягкое" (списки публикаций, примеры блогов) вынести как примеры "тёплого" (критериев)?15:00
Лидия Кобцева - я потому и предложила для каждого типа блога выделить группы критериев (это третий уровень - здесь я бы не писала "количество участников, а взяла бы твою категорию "социальность", в ней сделать четвертый уровень и описать уже признаки, по которым мы ее социальность можем оценивать), а пятый уровень - что шкалируем
т.е.
1. Центральная тема - образовательный блог
2. Типология блогов
3. Укрупненные Критерии оценки
4. Детализация критериев
5. Что измеряем, чем измеряем
15:00
Ljudmilla Rozhdestvenskaja - Лида, не возражаю критерии прорисовывать в карте №2, проблема только с тем, чтобы добавить туда некоторых людей с Галактики (у меня нет там прав на это)15:01 (изменено: 15:01)
Лидия Кобцева - Саша, а вот то, какие примеры, списки публикаций, можно сделать ссылкой от центральной темы. Причем во второй карте - от центра первой
Люда, давай адреса, пошлю инвайты. Сейчас гляну, можно ли сделать второго владельца
15:02
Alexander Bondarenko - В таком случае надо в каждой карте-уровне сделать некое что-то где чётко определить для чего этот уровень15:04
Лидия Кобцева - Я к ветвям стикеры прикреплю, спасибо, Саша, ты очень вовремя идею подал :)15:05
Лидия Кобцева - Люда, спасибо, инвайт пришел15:06
Alexander Bondarenko - Мобыть в "Содержательность" пункт "Тематика сообщений, актуальность содержания. Авторская позиция" разделить на части? Как минимум "Авторскую" отдельно15:10
Ljudmilla Rozhdestvenskaja - все можно!!
Лучше прямо там и делать (если подбираются/формулируются измерители)
15:19
Лидия Кобцева - Саша, правильно - содержательность - это общее название группы критериев, затем идет ветвление на отдельные критерии в этой группе, а у каждого отдельного критерия веточка - измеритель15:23
Лидия Кобцева - Саша, переделала ветви для блога класса, посмотри15:30
Alexander Bondarenko - Угум-с. Идея понятна15:32
Лидия Кобцева - Люда, инвайты послала15:33
Лидия Кобцева - У меня есть вопрос по блогу учебного проекта. Имхо, сетевой ресурс для учебного проекта по определению является надпредметным :), неважно, родители или учителя-предметники его ведут. Мы совершенствуем информационную компетентность, технологическую, коммуникативную, адаптивность, ответственность, предметную тоже. Потому я бы так не дробила учебный проект. Ибо структура проектного плана одинакова для всех проектов15:37
Alexander Bondarenko - Я пытался вытащить "родительский проект" на уровень выше, где, как мне казалось ему самое место, но сломался :)15:39
Лидия Кобцева - Саш, я сразу перехожу к оценке учебного проекта, и соответственно, его блога, с точки зрения Интеловских критериев и логико-структурного анализа :).15:52
Лидия Кобцева - Подумала еще немножко, и соглашусь с тобой, что родительский блог мы можем выделить. И сразу подумала - блоги детей ведь тоже есть :)16:07
Лидия Кобцева - @ljudmillar - о критерии научности - для предметного блога считаю его обязательным, а популярное изложение научности не мешает, так же как и методы привлечения внимания, даже провокационные. Ведь они опираются на знание учителем научных основ предмета16:14
Павел Антошкин - Я, возможно, нарушил стройность схемы, добавив в группу критериев "Социальность" для блога класса несколько шкал для оценки Авторов блога. Фактически родился новый подуровень. Возможно, надо было все введенные мною группы разделить на предыдущем уровне на отдельные элементы, для каждого из которых указать свою (единственную) шкалу оценивания?16:26
Лидия Кобцева - Павел, мне кажется, что на первоначальном этапе мозгового штурма это и хорошо - чем больше деталей придет в голову - тем лучше. Ничего не отсекаем. А когда будет общая картина в деталях, возможно найдутся формулировки, объединяющие некоторые ветви16:50
Лидия Кобцева - Эту социальность я тоже пыталась отразить в блоге учителя предметника термином охват аудитории (имею в виду разные целевые группы), например родители+ученики+коллеги-педагоги=1+1+1
если какой-то группы не представлено, то баллов будет меньше - 1 или 2
16:53
Yevgeny Patarakin - Посмотрел. Вспомнил батареи критериев оценки ThinkQuest и подумал, что от сайтов, которые тоже вовсю оценивали, перешли к блогам, в которых стало меньше технологических изысков, но больше личности авторов. Сейчас от блогов переход к твитам технологического еще меньше. Вот, что и как вы будете оценивать в образовательных микроблогах?17:21
Дмитрий Фишбейн - Коллеги! Я просто в восхищении от Вашей дискуссии. Вы "креативите" и формулируете с потрясающей скоростью и знанием.

По сути. Насколько я понимаю, при оценке существуют 2 подхода: оценка результата и оценка процесса. Мне кажется, что в случае оценки образовательного блога вряд ли стоит концентрироваться на оценке результата (а у Вас большинство критериев именно оценка результата): он (результат) может быть очень разный, инварианта здесь, по-моему, и вряд ли может быть. А вот процессуальные критерии здесь более приемлемы: что происходит с блогом, как и какое взаимодействие посредством его осуществляется, что получает блогер и читатели и т.п.

И ещё: мы можем сформулировать разные критерии, и учитель может стараться соблюдать их, но при этом неинтересен его блог и никто его не читает. По-моему, всё же главный критерий - нужен ли кому-то этот блог.

Насчет блогов администраторов: не думал, честно говоря, о критериях. Да, наверное, будут отличия от блога учителя. Готов поразмышлять. Это интересно.

Извините, если со своим непрофессиональным "рылом" влез в Ваш ряд... -:)
17:29
Лидия Кобцева - Дмитрий, как раз Ваш профессиональный взгляд на интернет-ресурс администратора ОУ будет очень интересен. Инвайт Вам отправила17:41
Лидия Кобцева - Интересно, какие критерии Вы можете предложить для оценки процесса - на любом примере17:43
Сергей Афонин - а можно мне? afoninsb@gmail.com18:01
Лидия Кобцева - Сережа, инвайт отправила18:03
Дмитрий Фишбейн - Лидия, спасибо, получил.18:06
Сергей Афонин - Спасибо! во Людмила игрушку народу подкинула :-)))18:14
Илья Баженов - Не понимаю... для чего все это нужно?18:19
Лидия Кобцева - :). Илья Иванович - оценивание - тема горячая, особенно в свете ФГОС-2, ФГОС-3. На сетевых ресурсах легче всем вместе обсуждать/договариваться - примеры перед глазами у всех, у каждого есть опыт, есть собственные предпочтения - можно подумать над разработкой оценочного аппарата.18:24
Илья Баженов - не понимаю... для чего оценивать работу преподавателя в блоге?18:27
Илья Баженов - Это мое пространство, мой стиль ...18:29
Yuri Eelmaa - Я что-то перестал понимать. Какая карта actual? Или они обе, но в разные стороны пошли?18:30
Лидия Кобцева - Юра, вторая карта как раз с типологией, как ты и предлагал. Первая содержит ссылку на вторую :) Там, я так полагаю можно будет универсальные критерии обобщить18:32
Сергей Афонин - 2 Илья: http://edugalaxy.intel.ru/index.php?s=&showtopic=2122&view=findpost&p=7703
Вот зачем в школах используют сайты/блоги учителей :-)))
18:33
Илья Баженов - Лидия Ивановна, честно говоря, мне мнение со стороны не очень интересно, я общаюсь со своими студентами, с которыми имел очную встречу два часа назад, хочу продолжить тему в блоге и меня будет кто-то учить как это правильно делать?18:33
Лидия Кобцева - @Илья Баженов. Понимаю, Илья Иванович - что если брать определение блога, то это личный дневник с личным стилем изложения. И Вы правы в том, что здесь учителей быть не может18:34
Лидия Кобцева - Добавлю только, что в аттестационные требования добавляется повсеместно ведение учителем блога или сайта, потому частная инициатива педагога переходит уже в новое качество18:37
Илья Баженов - @Лидия Кобцева Лидия Ивановна, спасибо, что вы меня поняли18:42
Yuri Eelmaa - Вот в этом, Лида, и кошмар. Мертвые блоги в 2 куцыми постами будут появляться как грибы. И скоро будет: «Аааа, ты блог ведешь, да, знаю, у меня самой есть 3. За вечер сделала.»18:45
Yuri Eelmaa - Ррррр... У нас actual эта карта: http://mind42.com/pub/mindmap?mid=563c1f6e-d9cf-4bea-8e9a-941bf8f741bc ?

ИЛИ ДРУГАЯ?
18:48
Лидия Кобцева - Да, формализация творческих инициатив учителя, стремление "причесать" под одну гребенку - удобно для чиновников. Вот список - предъявите наличие. Юра - ты дал ссылку на Людину карту, где было начало обсуждения. Детализация критериев - в другой18:49
Yuri Eelmaa - В комментах вторую ссылку не вижу. Куда дели?18:50
Olga Bryksina - Сегодня вторая смена… Включаюсь, видимо, когда страсти улеглись…
Смотрю http://mind42.com/pub/mindmap?mid=563c1f6e-d9cf-4bea-8e9a-941bf8f741bc
Все классно! Но думаю, что не разделены не только критерии оценки процесса и результата, но и, видимо, вследствие этого, автора и его блога.
Например, критерий «социальность» (характеристика блога), а подкритерий «готовность к обмену, совместной работе» (явно об авторе). Предлагаю переформулировать в характеристику блога «ориентированность (ориентация, направленность) на совместную работу, сотворчество).
Организация интерактивности (процессный компонент) заменить на привычное «степень интерактивности» (оценка результата, т.е. блога).
Не поняла, зачем нужна тематика сообщений рядом с актуальностью содержания. Почему не написать «актуальность сообщений»? Чем будет оцениваться параметр «тематика сообщений»?
И далее в том же ключе… Не «авторская позиция», а «отражение (прозрачность) авторской позиции»… Она же может быть любой… Что мы оцениваем: позицию (мне она нравится или нет) или все-таки ее наличие, прозрачность…
Про дизайн я уже писала два раза. Повторю (я очень часто с этим у студентов сталкиваюсь), дизайн может быть интересным, но не соответствовать содержанию… Для педагогического дизайна, по-моему, это важно (см. выше).
Да, и я предлагаю убрать точки на ментальной карте….
20:20

суббота, 7 мая 2011 г.

Мультимедийные технологии в преподавании обществознания :: Статьи Фестиваля «Открытый урок»

Мультимедийные технологии в преподавании обществознания :: Статьи Фестиваля «Открытый урок»
Тихненко Татьяна Владимировна, учитель истории

Статья отнесена к разделу: Общепедагогические технологии

Разрабатывая уроки с использованием современных технологий, мы исходили из современных реалий. Для человека живущего в рамках современной цивилизации характерно стремление к визуальному восприятию информации. Данное культурное явление приводит к тому, что в процессе информационной коммуникации зрительный знак преобладает над текстовым. Предметы области «обществознания» не является исключением. Применение в процессе обучения мультимедийных технологий, способствует частичному решению данной проблемы.

Применение ИКТ позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения. Интернет можно рассматривать как часть информационно-коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал.

Внедрение ИКТ в образовательный процесс требует разработки совершенно новой методики преподавания, которая во многом связана с исследовательскими, проектными технологиями. Приоритет исследовательских и проектных технологий в преподавании истории, обществознания предполагает использование широкой базы исторических источников, которая не всегда имеется в школьных библиотеках. Возможности ИКТ (электронных учебных пособий и глобальной сети Интернет) по хранению и передаче информации позволяют решить эти задачи: повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание. Использование новых информационных технологий, в частности материалов, помещенных на различных серверах в сети Интернета, способно существенно углубить содержание исторического материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении исторического материала.

Современный образовательный процесс предполагает развитие у обучаемых творческих способностей. Подобное требование диктует необходимость работы учащихся с информацией, самостоятельно формируемой ими в виде творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в изучении истории и обществознания. В данном случае ИКТ, изначально предназначенные для создания информационных продуктов различного рода (текстов, презентаций, web-страниц и т.п.) и обладающие огромным творческим потенциалом, также становятся эффективным инструментом в руках учащихся.

Активное накопление опыта самостоятельного приобретения новых знаний на основе применения ранее усвоенных отвечает потребностям современного образовательного процесса. Одним из преимуществ использования информации из Интернета является перенос тяжести с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности. Информация, размещенная на серверах Интернета, не заменяет учебник, – она лишь создает основу для организации самостоятельной деятельности учащихся (анализа и обобщения исторического материала). Обычными становятся уроки с использованием мультимедийных презентаций, подготовленных самими учащимися (Приложение 1, Приложение 2).

Обобщение собранного теоретического и практического материала в виде компьютерной презентации позволяет учащемуся:

структурировать материал;
построить логическую схему;
использовать ПК как инструмент для работы с информацией;
усвоить базовые знания по предмету;
сформировать навыки самоконтроля;
оказать учебно-методическую помощь в самостоятельной работе над учебным материалом;
сформировать мотивацию к учению в целом.

Для развития предметной компетенции школьников необходимо:

развитие коммуникативных, мировоззренческих, практико-ориентированных ценностей, идей, норм поведения;
совершенствование социальной мобильности личности, которая может принимать ответственные решения в ситуации выбора, способна к сотрудничеству, динамична, конструктивна;
создание условий для интенсивного творческого общения, что собственно определяет содержание всех ключевых компетенций.

На основе сказанного делаем выводы: информационно-коммуникационные технологии способны стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников.

На организационном этапе урока при создании проблемной ситуации перед учащимися ставится практическое или теоретическое задание. Главным предметом исследования на уроке является современное российское общество, объектом – социальные отношения. Одним из методов повышения мотивации к деятельности, личной заинтересованности явилось обращение к истории родного края. Проблемы социальной сферы российского общества рассмотрены на примере Сахалинской области. Процесс поиска решения учащимися должен быть мотивированным, побуждать потребность в усвоении знаний.

Постановка проблемы предполагает использование следующих видов проблемного обучения:

– теоретическое исследование, что предполагает поиск и открытие новых правил, их обоснований, доказательств. Например, теория социальной стратификации общества, богатые и бедные; теория социального конфликта; теория малой группы; малые исчезающие народы России и Сахалинской области.
– поиск практического решения, т.е. способа применения усвоенного знания в неизвестной ситуации. В процессе названной деятельности – это: составление алгоритма разрешения социальных конфликтов; разработка социальных программ, нацеленных на решение демографической проблемы; пути решения экономических и социальных проблем коренных народов Сахалина; выявление особенностей соотношения богатых и бедных в регионе.

Этап формирования новых понятий и способов действий предполагает актуализацию освоенных знаний для решения обозначенной проблемы. Принципиальным является коллективное обсуждение учащимися всей информации, её анализ. Результаты обсуждают в микрогруппах, затем вырабатываются идеи, варианты решения проблемы.
Итогом деятельности являются презентации и публичная защита. Остальные учащиеся школы знакомятся материалами в электронной системе «Netшкола», куда помещаются презентации учащихся, пополняя портфолио.

Технологическая карта нетрадиционного урока (проект) с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Тема: «Социальные отношения. Социальная структура общества»

Цели:

Образовательные:
  • используя компьютерные технологии, определить сущность проблем социальной сферы общества,
  • разработать алгоритм разрешения проблемы,
  • способствовать осмыслению связей и отношений в социальной сфере общества.
Развивающие:
  • формировать умение находить информацию в Интернете;
  • формулировать жизненные цели, соотносить их с нравственными нормами;
  • научить приводить примеры, аргументировано раскрывать причины социальных конфликтов;
  • дать основные понятия и термины раздела, правильно употреблять их в речи;
  • развивать умения презентовать свою деятельность, выступать перед аудиторией.
Воспитательные:
  • учить анализировать свою повседневную жизнь, протекающую в социальном пространстве;
  • учить осознавать проблемы Сахалинской области, возможные пути их решения, свою роль в этом процессе;
  • воспитывать умение четко организовать самостоятельную и групповую работу, чувство товарищества, взаимопомощи.

Концептуальная основа: Субъект-субъектные позиции в системе «учитель – ученик».

Содержание учебного материала:

Выход за рамки одного предмета «обществознание»:

География – население России, половозрастной состав населения, миграция населения;
История – исторический процесс, эволюция общества, роль личности в истории, история возникновения неравенства, модернизация, эволюция и революция как способы разрешения социальных противоречий, эволюция общества в области, общественно-политическая мысль о путях решения проблемы бедности и неравенства в Западной Европе и России.
Литература – тема семьи, брака, любви в произведениях литературы, межличностные отношения, проблема бедности и неравенства в литературе, изображение социальных конфликтов.

Соответствие материала критериям проблемности, альтернативности, критичности.

1 группа.

Теория социальной группы.
Проблемы: положение и настроение той или иной социальной группы, каково её влияние на общественную жизнь и политику; учитывает ли государство интересы социальных групп в социально – экономической политике; раскройте на конкретных примерах социальные интересы различных групп в обществе; действия социальных групп в защиту своих интересов.

2 группа.

Теория социальной стратификации общества. Богатые и бедные.
Проблемы: бедность как экономическое, культурное и социальное явление; богатство: источники доходов, образ жизни, критерии; соотношение богатых и бедных в области, динамика; федеральные и региональные социальные программы.

3 группа.

Теория социального конфликта.
Проблемы: причины социальных конфликтов в стране и области; примеры разрешения социальных конфликтов; алгоритм разрешения.

4 группа.

Теория семьи как фундамента общества.
Проблемы: семья на пороге третьего тысячелетия; этика семейных отношений и её эволюция в современном мире; демографические проблемы в России, области; социальные программы, нацеленные на преодоление демографического кризиса.

5 группа.

Теория малой группы. Малые исчезающие народы России и Сахалинской области.
Проблемы: взаимодействие больших и малых социальных групп; социальная политика государства и региональной власти; экономические и социальные проблемы коренных народов Сахалина.

Процессуальная часть:

1. Организация учебного процесса: форма – урок-исследование.

2. Методы и формы учебной деятельности: проблемно-поисковый метод, метод стимулирования интереса и мотивации учебной деятельности учащихся.

3. Методы и формы работы учителя: совместная работа учителя и учащихся в областях целеполагания, планирования, рефлексии (анализа) и оценивания результатов учебной деятельности.

4. Деятельность учителя по процессу управления усвоением материала: учитель- координатор, приоритет стимулирующей деятельности учителя.

5. Диагностика учебного процесса – рефлексивная деятельность учителя и учащихся.


Структура занятия


Этапы  Содержание Цели Роль учителя
Организационный Демонстрация темы и целей занятия. Определение
состава групп.
Выявление проблем. Распределение ролей. Обеспечение полной готовности класса и
оборудования к работе; быстрое включение класса
в деловой ритм.
Формирования новых понятий и способов
действий
Работа на ПК Поиск и отбор информации по проблеме
(теоретический и практический уровень).
Совместная работа учителя и учащихся в
областях целеполагания, планирования.
Применения знаний, формирования умений. Обработка собранного материала; подготовка
компьютерных презентаций.
Усвоение теоретического материала; выстроение
алгоритма решения проблем.
Применение различных способов активизации
мыслительной деятельности учащихся, включение
их в поисковую деятельность, в самоорганизацию
обучения.
Контроля и учёта знаний Выступление групп учащихся с изложением
теоретического материала и показом компьютерной
презентации.
Организация контроля и самоконтроля. Рецензирование работ учащихся с указанием
положительных моментов и недостатков.
Использование заданий разного уровня сложности,
использование нестандартных ситуаций в
применении проверяемых знаний.
Практический Размещение компьютерных презентаций в «Net
Школе»
Социализация учащихся; создание портфолио
личных достижений,

рефлексивная деятельность.
Контроль за исправлением замечаний с учетом
рекомендаций.

среда, 4 мая 2011 г.

О мониторинге сайтов ОУ

О мониторинге сайтов ОУ

В соответствии с письмом департамента образования мэрии города Ярославля от 11.05.2010 № 01-13/2159 установлены следующие сроки обновления информации на сайтах образовательных учреждений:

Обновление разделов сайта, отражающих различные аспекты жизни школы, производится в течение недели со дня события, о котором подготовлена информация. В размещаемых на сайте материалах в обязательном порядке следует указывать дату события или дату размещения (обновления) материала.
Раздел «Новости» обновляется не реже 1 раза в месяц.
Актуализация разделов сайта, содержащих статичную информацию, проводится по мере необходимости.

Начиная с мая, федеральным оператором будет проводится анализ не только наличия сайта в ОУ, но и соответствие содержания сайтов требованиям, перечисленным в ст. 32 Закона "Об образовании".

Ежемесячный мониторинг сайтов показывает, что ряд образовательных учреждений не соблюдает установленный порядок обновления информации на сайте своего ОУ: сайты либо не обновляются вообще, либо обновляются от случая к случаю. При этом наблюдается тенденция лишь имитировать обновление своего информационного ресурса (на сайте публикуются объявления в 1–2 строки — явно для того, «чтобы было»).

О неформальном функционировании сайта свидетельствует его систематическое обновление. Размещаемые материалы должны отражать жизнь образовательного учреждения, быть полезными целевой аудитории (учащимся, педагогическим работникам, родителям), отражать тенденции развития сайта.

Посещая сайт, любой пользователь обращает внимание прежде всего на свежесть информацию. Вряд ли стоит забывать и о проверяющих структурах. Обязательную информацию, наличие которой фиксируется при проверке, не следует прятаться в подразделы сайта. Если она явно не видна, то при проверке просто не будет обнаружена!

Увидеть обновление статичного раздела большого сайта или новый раздел на сайте проблематично. Поэтому информацию о появлении (расширении, переработке) разделов сайта рекомендуем помещать в новостной ленте либо на специальной странице. Подобная информация в новостной ленте может быть представлена неформально, креативно («Не пропустите!», «Обратите внимание на…», «Приближаются экзамены. При подготовке к ним вам могут помочь материалы…» и т.п.). Она должна быть ориентирована в первую очередь на основных пользователей сайта и в то же время служит гарантией, своеобразной подстраховкой на случай проверки.

Осуществляя ежемесячный мониторинг сайтов, мы будем считать информационный ресурс существенно обновлённым при наличии совокупности условий:

наличие новостной информации (при этом объявления, поздравления, новости в 1–2 строки, фото без комментариев не будут учитываться);
наличие информации в новостях об обновлении других разделов сайта.

Требования к содержанию сайта ОУ, перечисленные в ст. 32 Закона «Об образовании», можно найти в разделе «Образовательный сайт» сайта ГЦРО.

Свои комментарии, а также предложения по совершенствованию механизма мониторинга сайтов вы можете оставить либо здесь, либо на форуме ГЦРО, где также будет опубликована эта статья.

вторник, 3 мая 2011 г.

Google Cloud Connect для Microsoft Office

Google Cloud Connect для Microsoft Office
Google Cloud Connect для Microsoft Office добавляет к известным функциям Microsoft® Office возможность совместной работы нескольких пользователей над документами. Можно делать резервные копии, открывать доступ к определенным документам Microsoft Word, PowerPoint® и Excel® и одновременно работать над ними с коллегами.

Посмотрите это видео, рассказывающее о новых приемах работы с документами с помощью Google Cloud Connect.

Пример использования Cloud Connect см. в Mazda Raceway Laguna Seca

Справке и информации для пользователей
Справке и информации для администраторов

воскресенье, 1 мая 2011 г.

SkyDNS

Весна со SkyDNS!

Дорогие друзья!
С 20 апреля по 20 мая мы проводим весеннюю акцию «Весна со SkyDNS!».
В рамках акции пользователи SkyDNS смогут не только совершенно бесплатно повысить безопасность и эффективность своей работы в Сети, но и получат шанс выиграть один из пары планшетов iPad второго поколения, которые еще не скоро появятся в точках продаж на территории России.
Интернет-фильтр SkyDNS – это крупнейший в Рунете облачный сервис для безопасной работы в Интернет и фильтрации нежелательного контента.
Фильтрация сайтов осуществляется на уровне протокола DNS распределенной сетью серверов, находящихся в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Новосибирске (на днях к этому списку присоединится Киев).
В базе нашего сервиса находится информация о нескольких миллионах нехороших сайтов, разбитых на категории. Вы сами определяете - какие категории ресурсов необходимо заблокировать.
Подключайтесь к сервису SkyDNS прямо сейчас, и пусть Ваш серфинг по волнам Интернета будет безопасным и быстрым!
Кстати, для поощрения новых пользователей, мы решили ежедневно на протяжении целого месяца разыгрывать по три замечательных футболки SkyDNS среди новичков нашего сервиса!
Вместе мы сделаем Интернет безопасным! Да, я регистрируюсь.

Условия акции
  1. Акция проводится с 20 апреля по 20 мая 2011 года среди физических лиц, граждан России и Украины.
  2. Главные призы акции — два экземпляра Apple iPad 2.
  3. Розыгрыш главных призов производится среди всех пользователей сервиса, в том числе начавших пользоваться сервисом в период акции. Использование сервиса SkyDNS подтверждается фактом регистрации на сайте www.skydns.ru, перенастройкой адреса DNS сервера на компьютере пользователя на адрес 193.58.251.251 и зарегистированными запросами к сервису DNS с IP адреса компьютера пользователя в период проведения акции.
  4. Ежедневно производится розыгрыш поощрительных призов среди новых зарегистрированных пользователей — три (3) фирменных футболки SkyDNS.
  5. Выбор получателей поощрительных призов и главных призов производится с использованием компьютерного алгоритма, обеспечивающего полную независимость от человека и случайность выбора.
  6. Подведение итогов розыгрыша главных призов и объявление победителей будет произведено 25 мая 2011 года.
  7. Объявление всех призеров акции производится по рабочим дням недели на официальном сайте http://www.skydns.ru и на сайте http://twitter.com/SkyDNS